ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИ ОПТИМИЗАЦИИ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Определение оптимального нормируемого уровня безопасности полетов при проектировании ВС. Гражданские ВС проектируются и создаются в соответствии с нормами летной годности* которые устанавливают в количественной форме требования к
"показателям устойчивости и управляемости, прочности, надежности и другим характеристикам ВС, Эти требования учитывают не только вопросы обеспечения безопасности полетов, но и назначение ВС. Современный уровень развития авиационной на — ;уки и техники позволяет создать практически абсолютно безопасную систему «экипаж — ВС», но при этом может оказаться, •что она не будет способна решить свою основную целевую задачу — быть экономически выгодной. Поэтому при решении этой ‘проблемы необходимо исходить из требований безопасности и экономической эффективности применения ВС. Достижение щрактически абсолютной безопасности потребует бесконечно ■больших экономических затрат при создании ВС, поэтому уровень безопасности полетов должен иметь вполне определенный оптимум, который отличен от нулевого уровня риска. Для подтверждения этого положения воспользуемся следующей методикой 1[10]. Предположим, что на производство т серийных ВС выделено А средств. Стоимость производства одного ВС в зависимости от заложенного в нем уровня безопасности полетов Р
где Во — условная величина, которая имеет физический смысл стоимости при. нулевом уровне безопасности полетов.
Тогда число ВС, построенных на выделенные средства,
т = А/В = A/BoQK (5.12)
Приняв условие, что за весь ресурс ВС %ес уровень риска юстается неизменным, запишем выражение для вероятности потери п ВС от АП Qn при выработке ресурса всем парком ВС:
‘•где Qrtitpec = яСр — среднее число ВС, описанных в результате АП.
Определим уровень риска Q при условии обеспечения максимума величины z = т —- пср, которую примем в качестве показателя эффективности:
й.44
Уровень риска, определенный по (5.16),’будет соответствовать, максимуму величины z. Для этого возьмем производную от. (5.15)
[k(k— 1)— (k+ 1 )kQk~4pec] (.5.17):
dQ2 В о
и после подстановки (5.16) получим
d2z А ‘ k
dQ2 ~ В L(A+l)fpee
Теперь нетрудно убедиться, что
д2г
Следовательно, уровень риска, определенный по (5.16), будет соответствовать максимальному значению.
Оценка соответствия уровня безопасности полетов нормируемому. Сравнение реального уровня безопасности полетов прш эксплуатации с нормируемым усложняется недостатком статистических данных, по которым вычисляют оценки показателей: безопасности полетов. В связи с тем что эти оценки содержат.- большой элемент случайности, соответствие реального уровня: безопасности полетов нормируемому МОЖНО определить ТОЛЬКО) в вероятностном отношении.
Рассмотрим методику сравнения реального уровня безопасности с нормируемым применительно к двум законам распределения АП пуассоновскому и биноминальному [4].
Предположим, что уровень безопасности полетов для ВС определяется средним налетом на АП. В эксплуатации за суммарное время налета Т произошло п АП. Тогда оценочное значение — параметра распределения а* — пап ■ Нормируемое значение — этого параметра
ав = Т1ТАП, (5.19).
rl
где ТАп — нормированный средний налет на одно АП.
При сравнении величин а и ан возможны три случая проверки нулевых гипотез при различных альтернативах:
1) а = а„ при о > ап (Т АП < Т АХ1)
2) а = аи при а < ап(ТАП>ТАП );
3) а — $н при а Ф1 сіп (Тдл Ф^Т).
Нулевая гипотеза отвергается на уровне значимости а, если:
ап < 72%2і-а(/Д; fi = 2яап; (5.20)
ап > VsX3* (f2); ft = 2 (яап + 1). (5.21)
Г45-.
В третьем случае нулевая гипотеза отвергается на уровне значимости а, если величина ап не принадлежит доверительному интервалу с границами:
’/гуЛ-яМ/ч) и (5.22)
Первый и второй случаи соответствуют принятию односторонних альтернативных гипотез, когда исследователю ясно, что фактический уровень безопасности полетов или соответствует нормируемому, или больше (меньше) нормируемого. Третий случай соответствует принятию двусторонней альтернативной гипотезы, когда статистические данные не позволяют достаточно уверенно сделать вывод о том, больше или меньше фактический уровень безопасности полетов, чем нормируемый.
Если пользоваться предположением о биноминальном законе распределения числа АП, то рассматриваемую задачу можно решать следующим методом. Предположим, что нормируется уровень риска ~Qm отнесенный к одному полету, и известна оценка’ фактического уровня риска:
Q* = nAnIN, (5.23)
где N и иА1-( — соответственно число полетов и число АП за контролируемый период.
Контролируемой (нулевой гипотезой) является гипотеза Q = = Qa, т. е. фактический уровень риска соответствует нормируемому.
Здесь также можно выделить три случая:
Q = Qn при Q > QH;
Q = QH при Q < Q„;
Q = QH — при Q Ф Qu,
В первом случае нулевая гипотеза отвергается на уровне значимости а, если удовлетворяется неравенство
где #2) — значение функции распределения Фишера при числах степе
ней свободы #i = 2ядп ; #2 = 2 (N — я ап + В-
Вероятность, вычисляемая по формуле (5.24), соответствует вероятности того, что число АП может быть равным или больше числа зафиксированных АП.
Во втором случае нулевая гипотеза отвергается на уровне значимости а, если удовлетворяется неравенство
где #1 = 2 (яАп + 1); #2 = 2 (/V — ЯАП ).
І 46
Вероятность, вычисляемая по формуле (5.25), соответствует вероятности того, что число АП за контролируемый период, могло быть равно или меньше числа зафиксированных АП.
В третьем случае, случае двусторонней альтернативы Q = — Qh, нулевая гипотеза на уровне значимости а отвергается, если нормированное значение Qn находится вне доверительного — интервала с границами:
Q =_______________________ _________________________
«АП+ (ІУ-ПАП+1)Д(#ь <Ы *
где #! = 2(N — пш+ 1); #2 = 2?гАП ; [
(«АП+ В-РСбт Щ
Оо = ,
N п АП "Ь («АП+
где #1 = 2(яАП+ 1); #2 = 2(Л1 — яАП ).
Оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов. Для количественной оценки эффективности мероприятий по повышению уровня безопасности полетов необходим достаточно большой промежуток времени, как правило, соизмеримый с продолжительностью нескольких анализируемых периодов, что исключает случайные воздействия, носящие кратковременный характер.
Наиболее простой метод оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности полетов — сравнение данных, текущего и предшествующего анализируемых периодов. Для мероприятий, длительность действия которых значительно больше продолжительности анализируемого периода, сравнивают численные значения тенденций изменения показателя безопас-
за исследуемый период времени d%; п — порядок анализируемого периода.
Для мероприятий кратковременного действия, продолжительность которых соизмерима с длительностью анализируемого периода, сравниваются отклонения показателя безопасности от базовой или нормативной величины. При этом для эффективных мероприятий АРп>ДРп-1, для неэффективных мероприятий АРп » АРп-1, для мероприятий с отрицательной эффективностью и APn<jAPn-i, где АР = Рв — Р — разность между нормативным и реальным значениями показателя безопасности.
Эффективность мероприятий ло какой-либо конструктивной труппе или функциональной системе ВС может быть оценена, при статистическом сравнении показателей безопасности полетов по данным последнего и предпоследнего периодов (годов) эксплуатации. Для сравнения этих показателей математическая •статистика рекомендует критерий (2]
^ 2arcsinYQ*i — ,l{2Nj) —2arcsin YQ*2 + 1/(2уУ2) ,
уі/лДТWT
где Qi*, Q2* ■— статистическая оценка показателей безопасности полетов до проведення мероприятий и после на реализации; iVb N2 — суммарное число полетов за рассматриваемые периоды (годы).
Как и при ранжировании конструктивных групп (см. § 1.5), принимают гипотезу о статистической неразличимости показателей Qi и Q2, если W<Wi-a, где для 95%-ной доверительной вероятности Wi-a= 1,64. При W>Wi~* принимают гипотезу, ■что Qi>Q2.
1.
[1] = 2 Xj, (1.24)
1=1
где т — число элементарных потоков АП.
На практике при возникновении АП проводится расследование его причины и реализуются профилактические мероприятия, в идеальном случае исключающие возможность повторения АП по подобной причине. Это дает основание считать величину X зависящей от числа возникших АП, т. е,
Х = Х(/г), (125)
где п ■— порядковый номер возникшего АП в рассматриваемом промежутке времени налета Т, п=0, т.
По физическому смыслу функция убывающая или должна быть убывающей, т. е. можно полагать Xn-i—,Хп>0. Определим дифференциальное уравнение относительно вероятностей Qn при выполнении зависимости (1.38). Для этого процесс возникновения АП в промежутке времени t, t + At будем характеризовать следующими вероятностями: АП не произойдет: 1 — — XriAt АП произойдет 1 раз: XnAt АП произойдет 2 и большее число раз: Q(Atf).
Используя эти вероятности, получим выражение для вероятности Qn{t+At) того, что АП произойдет точно п раз в тече-